Комплаенс: польза взаимного доверия между врачом и пациентом

В медицине используется множество красиво или забавно звучащих терминов. «Фрустрация», «пикацизм», «мелена», например. Несмотря на кажущуюся несерьезность, практически все они значат что-то не вполне приятное.

Но есть и обратные случаи, когда термин не только интересно звучит, но и наполнен безусловно хорошим смыслом: «комплаенс» — терапевтическое сотрудничество.
Весь девятнадцатый и почти до конца двадцатого века в медицине царствовал патерналистский подход. То есть по умолчанию предполагалось, что пациент уповает на врача и неукоснительно выполняет все его рекомендации.

А как же иначе? Врачей было сравнительно немного, они обладали знаниями, слишком специфичными и сложными для большинства. И, конечно же, лечили и иногда излечивали.

Со временем ситуация менялась. Информация становилась доступней, докторов становилось больше, и пациенты начали сомневаться в назначениях. Ведь один врач говорит одно, другой, как кажется более авторитетный, противоположное.
И доверие начало снижаться, а вместе с ним и приверженность к лечению.

Пациенты стали пропускать приемы, нерегулярно принимать предложенное лечение, мигрировать от врача к врачу и, в конечном итоге, вредили самим себе. Хаос еще никогда и никому не шел на пользу.

Как показывают исследования ВОЗ, половина пациентов не соблюдает рекомендаций. Как мне кажется, это похоже на катастрофу. Давайте вдумаемся: 50% наших пациентов принимает назначаемое лечение не так, как мы планировали. А значит в половине случаев терапия идет не по задуманной траектории, а как Бог на душу положит.

Больные, конечно, сами вольны распоряжаться своим здоровьем. Но и медик, взявшись за врачевание, принимает на себя долю ответственности.

Как быть? Как донести всю важность соблюдения договоренностей до обратившегося к нам человека?

Следующее утверждение может показаться абсурдным, но люди стремятся к упорядочиванию и честности во взаимоотношениях. Как это стремление реализуется на практике — другой разговор. Но именно под влиянием этих желаний в 70-х годах ХХ го века выкристаллизовалось понятие «комплаенс».
Осознанное, добровольное и своевременное следование рекомендованному образу жизни и режиму лечения.
На первый взгляд и в первую очередь, комплаенс выгоден самому пациенту, что очень логично. Принял лекарство в рекомендованный момент, в нужной дозе, в течение оговоренного времени — и порядок! Вот оно — здоровье и удовлетворенность жизнью.

Но в стройные логические выкладки с разбегу врезается человеческая иррациональность. Факты и доказательства разлетаются по углам, а на их месте утверждаются «Потом», «Так долго пить таблетки?» и «Лекарства — это вредная химия». И все равно, что лечение затягивается, последствия утяжеляются, а качество жизни еле дотягивает до плинтуса.

Приходится признать, что установление терапевтического сотрудничества — это забота докторов. Наша забота.

А раз так, давайте разбираться, у кого и по каким причинам чаще всего развивается нонкомплаентное поведение и что с этим делать.

Уровень комплаенса зависит от множества различных факторов, взаимно влияющих друг на друга. Несмотря на кажущуюся бессистемность и хаотичность, удается выделить следующие группы, влияющие на терапевтическое сотрудничество:

психологические особенности больного;
клинические особенности заболевания;
особенности терапевтической программы;
социальные факторы;
качество организации медицинской помощи.

То есть, чтобы добиться идеального терапевтического альянса, нужно чтобы: больной был готов лечиться, заболевание было пустячным, терапевтическая программа состояла из однократного применения лекарственного средства и пациент мог бы себе его позволить, а еще организация медицинского процесса должна быть бесконечно совершенной.

Давайте спустимся с небес на землю. Из всех 5 позиций мы худо-бедно можем что-то сделать в рамках первой группы факторов. Мы в состоянии говорить с больным, объяснять, что, зачем и для чего ему назначено. Рассказать о перспективах и последствиях.

Для успешной терапии нам невероятно важно установить доверительные отношения с пациентом. Ведь в объективной реальности нет никакой возможности получить достоверные сведения о приверженности лечению кроме как прямо спросить. Остальные способы (подсчет израсходованных препаратов, изменение концентрации лекарства в крови, электронный мониторинг) невозможны по техническим причинам или слишком неудобны.

Если больной вам доверяет, то, скорее всего, будет принимать препараты, рассказывать вам об изменениях в состоянии: и не только о побочных эффектах, но и положительных тенденциях.

Способы укрепления терапевтической приверженности

Самый простой метод – быть понятным. Любой человек по умолчанию опасается и сторонится неизвестного, сложного и непонятного. Таким образом устроен наш мозг благодаря матушке эволюции. Оно и ясно — за сотни и тысячи лет развития вида излишне любопытных и беспечных съели саблезубые тигры. Нам же достались осторожные предки, не лезущие на рожон.

Ведь болячка, может, и сама пройдет, а доктор говорит странно, невкусной химией пичкает, пахнет дезинфектантами. А в некоторых случаях еще и отрезать что-то предлагает, как ему кажется ненужное. А вдруг ошибается? Вдруг потом пригодится, а уже отрезано?

И дикий осторожный предок внутри пациента решает, что этот «непонятный в белом халате» потенциально опасен и убегает.

Чтобы убедить человека, что лечение необходимо для его же блага, предлагаю использовать следующие несложные действия:

1. Объясняйте, что происходит с больным

Расскажите об особенностях его болезни. Какие препараты и для чего вы назначаете. Какие могут быть последствия отказа от терапии и ожидаемые терапевтические эффекты регулярного лечения. Постарайтесь говорить на языке пациента, будьте понятны. Используйте метафоры, сравнения, проводите параллели.

Если в речи вы будете использовать речевые конструкции типа: «…на основании исследований Вашего организма, проведенных посредством однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, или проще говоря ОФЭКТ, были выявлены варианты развития сосудистого русла в области Виллизиева круга…» пациент безусловно восхитится масштабом ваших познаний и немедленно убежит в закат, хотя ничего страшного ему сказано не было.


2. Предупредите о возможных побочных эффектах приема препаратов.

Подробно опишите симптомы возможных побочных эффектов. Расскажите на какие нюансы нужно обращать внимание, чтобы пациент понял, что у него не обострение болезни, а нежелательные эффекты терапии. Объясните, что происходящее с ним страшно, неприятно, но далеко не так опасно, как кажется. Дайте четкие инструкции и распишите план действий в случае возникновения побочных эффектов. Помните, врачам далеко до авторитета шаманов. У них из рук всякие непонятные корешки брали с благоговением, и любое мутноватое снадобье действовало как напиток бессмертия. Нас же подпускают ближе, только если хорошо постараться. Цените доверие пациента, предвосхищайте любое недопонимание.

3. Учитывайте образ жизни вашего пациента.

Понятно, что абсолютно всех деталей учесть невозможно. Но узнать, что ваш больной страдает гастритом, например, можно. И порекомендовать диету или особый режим приема лекарств. А может, он работает по такому графику, что во время дежурства не может принимать лечение? Тогда ваш выбор — препараты пролонгированного действия или с модифицированным высвобождением.

4. Пишите подробные схемы приема препаратов.

Рассказывайте, что, в какой последовательности и в какое время принимать. Вас могут не понять с первого раза и это нормально. При необходимости разъясняйте, рисуйте иллюстрации, чертите схемы, призывайте на помощь родственников пациента, но частота, время приема и доза препарата на один прием должны быть четко усвоены. Для успешного лечения, и в конечном итоге блага больного, мы должны быть предельно понятны, доступны и безопасны на вид.

5. Оговаривайте финансовые возможности.

Есть прекрасные, высокоэффективные, имеющие минимум побочных эффектов препараты. Но что толку их рекомендовать, если в холодильнике вашего пациента мышь с голоду повесилась? Придется выкручиваться. Почти всегда можно подобрать аналог, хоть и не такой качественный.

Заключение

Можно быть невероятно компетентным врачом, но совершенно не уметь доносить свои мысли до пациентов. Будьте проще в общении, объясняйте свои действия, мотивируйте назначения, предупреждайте о нюансах терапии. Этим вы создадите и укрепите доверие между вами и вашими пациентами, снизите их уровень тревоги, позволите себе сосредоточиться на подборе терапии и избавитесь от необходимости ежедневно убеждать людей в пользе лечения.

И еще. Бехтерев в свое время сказал: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Был ли он прав? Как вы думаете?
Если у вас возникли вопросы или появилось желание написать статью, напишите нам на почту. Мы поможем и подскажем подходящие темы.
Если у вас возникли вопросы или появилось желание написать статью, напишите нам на почту. Мы поможем и подскажем подходящие темы.