Врач и пациент. Подчинение или партнёрство?
Врач и пациент. Подчинение или партнёрство?
Главенство врача в лечебном процессе было принято многие века: врач назначает лечение, а пациент выполняет назначения. Но в новом тысячелетии вместе с инновациями в области диагностики и лечения происходит переход к новой модели взаимоотношений врача и пациента. Речь о партнерстве.
Современная медицина ориентирована на пациента. Основой её должны стать эффективная коммуникация врача и пациента, партнёрство между ними. Развиваются технологии диагностики, появляются все более эффективные способы лечения. Но медицинская помощь это отношения, где один человек ждет помощи другого.
Важно, чтобы участники лечебного процесса понимали друг друга, работали вместе над результатом. От верного понимания сути болезни пациентом, приверженности к лечению и соблюдению рекомендаций во многом зависит эффективность лечения.
В традиционной (патерналистской) модели здравоохранения у пациента пассивно-подчиненная роль, а врача — роль «всезнающего гуру». Его авторитет и ведущая позиция в процессе лечения непререкаемы. Пациенту отводится скромная задача выполнить назначения. Ответственность за здоровье пациента полностью возлагается на врача.
В начале своего пути в профессии врачу часто кажется более привлекательной патерналистская модель. Ведь нет необходимости что-то объяснять пациенту, можно сказать: «Не надо читать заметки в сети, а нужно слушать меня». В экстренных ситуациях пациенты обычно охотно выполняют рекомендации доктора и никогда не спорят. Стоит отметить, что больные часто испытывают сильную тревогу, страх и напряжение в связи с болезнью. Они хотят быстрого выздоровления или улучшения состояния. Пожилым пациентам бывает комфортнее в патерналистской модели.
Но в 21 веке приоритеты здравоохранения смещаются в сторону профилактической медицины. Посетители медучреждения относительно здоровы и чувствуют себя хорошо. Врач оценивает риски развития заболевания, осуществляет превентивные вмешательства.
Врачу нужно обсудить тактику, убедить в необходимости обследования, изменения образа жизни, иногда и приема препаратов. «Ну и ладно, что анализы не в норме, главное ничего же не болит», — говорит пациент. Задача врача объективно осветить реальность и мотивировать принять верное решение.
С позиций доказательной медицины лучшие результаты для пациента могут быть достигнуты в случае партнерства с врачом. Такая модель эффективнее и безопаснее для пациента!
Что подразумевает партнерская модель?
- Активное участие пациента в решении вопросов о своём обследовании и лечении
- Пациенту можно изучать информацию о своём здоровье и заболевании
- Можно обсуждать тактику обследования и лечения с врачом
- Можно озвучивать свое мнение, свои мысли и чувства
- Можно задавать любые вопросы о диагнозе и лечении
Врач должен быть готов к ответам и взаимодействию с пациентом на равных, в спокойном и уважительном тоне, без поучений.
Партнерская модель сначала сложна для врача. Но в долгосрочной перспективе применение таких навыков коммуникации приводит к тому, что врач работает более эффективно и испытывает меньший стресс. Способность взаимодействовать с пациентом в партнерской модели – важный компонент профессионализма врача.
Ответственность за состояние своего здоровья в новой модели делегируется пациенту. Врач не сможет помочь, если пациент не пришел на прием.
Определённую роль в формировании партнёрских взаимоотношений могут сыграть отзывы других пациентов. Когда пациент знакомится с отзывами, он формирует доверительное отношение к врачу. На приёме он с большей долей вероятности сможет задать все интересующие вопросы без смущения и страха. И его приверженность к лечению, скорее всего будет высокой.
В наше время и нашими силами осуществляется переход от модели «врач назначил — выполни» к «врач и пациент — партнёры в сохранении здоровья пациента». Партнерские отношения между врачом и пациентом — это реальная возможность повысить эффективность лечения и получать больше удовлетворенности от результата.